Приветствую Вас ГостьПятница, 03.05.2024, 16:02

Мой сайт


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Теоретические основы педагогического теста

Теоретические основы педагогического теста

Прежде всего, следует отметить, что все характеристики качества теста имеют вероятностный характер. Под педагогическим измерением понимают научно обоснованное отображение концептуально определяемой системы знаний в некоторую эмпирическую шкалу.

Остановимся на понятийном аппарате теории тестов.

Предтестовое задание – это единица материала, форма и содержание которого удовлетворяют ряду требований, обусловленных спецификой теста.

Тестовое задание – это предтестовое задание, оценки параметров которого удовлетворяют критериям качества.

Тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффектно оценить уровень подготовки испытуемых по некоторой шкале.

Содержание теста – отображение содержания предметной области (дисциплины) в системе заданий.

Содержание теста должно обосновываться и планироваться. Рассмотрим основные критерии качества содержания теста.

1. Критерий полноты (полнота содержания дисциплины) определяется процентным отношением охвата тем в опросе. То есть, если дисциплина, например, содержит 100 тем, а опрос в той или иной степени включает 80 тем, то можно говорить, что охват – 80% дисциплины.

2. Оценка значимости содержания задания. Если оценивать задания по следующей шкале: «1» – второстепенное; «2» – значимое; «3» – опорный элемент содержания, то целесообразно стремиться к средней оценке примерно «2,7».

3. Соответствие содержания теста цели его создания.

Формы тестовых заданий

В настоящее время в различных источниках наблюдается большое количество названий форм предтестовых заданий. Мы постараемся систематизировать данную информацию. Существует четыре формы предтестовых заданий. Разберем их вкратце, и рассмотрим, какие методики характерны для каждого случая.

Задания на множественный выбор (задания с закрытой формой). Преподаватель формулирует основную часть задания и ответы к заданию. Среди ответов, как правило, один правильный. Для контроля такие задания очень удобны, т.к. можно охватить большой объем материала и затраты на проверку результатов невысоки.

В зависимости от ситуации возможны следующие инструкции (действия тестируемого):

·   обведите номер или букву правильного ответа,

·   обведите номера всех правильных ответов (если их несколько),

·   обведите номер наиболее правильного ответа,

·   обведите номер неправильного ответа (если правильных ответов больше). На 50 заданий таких вопросов разрешается не более 3х.

Инструкцию пишут обычно один раз – в начале теста. В компьютерном варианте целесообразнее использовать инструкцию «Выберите номер правильного ответа», причем она должна быть в каждом кадре (слайде).

Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют для нас наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Мы ограничиваем область значений ответов, создавая облегченные условия для анализа результатов. Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой предтестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов. Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако, варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».

Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания. Оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.

В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения. Рассмотрим основные из них.

 

Подходы к созданию теста

Нормативно-ориентированный (norm-referenced) подход позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом. Математические методы, применяемые при конструировании и оценке качества нормативно-ориентированных тестов, рассчитаны на модель нормального распределения и основываются в основном на корреляционном анализе.

Критериально-ориентированный (criterion-referenced) подход позволяет оценивать, в какой степени каждый учащийся овладел необходимым учебным материалом. Критериально-ориентированные тесты представляют собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.

Подход к интерпретации тестового балла является основным критерием для разделения тестов на нормативно- и критериально-ориентированные. Вместе с тем эти два типа тестов различаются и по методам конструирования, и по особенностям применения.

В рамках нормативно-ориентированного подхода результат каждого испытуемого трактуется по отношению к некоторым нормам выполнения теста, которые устанавливаются эмпирически на выборке испытуемых.

В критериально-ориентированном подходе результаты интерпретируются по отношению к некоторой содержательной области и описываются в терминах усвоенных знаний, умений и навыков. В этих тестах закладывается то, что можно принять за 100%.

 

 

Меры для решения проблемы угадывания

1. Добавление варианта ответа «нет правильного ответа». Этот один вариант ответа заменяет несколько дополнительных и снижает вероятность угадывания.

2. Введение для каждого вопроса теста вопроса-дублера, в котором в завуалированной форме повторяется содержание основного вопроса. Причем результаты ответов по вопросам-дублерам, не должны подвергаться общей математической обработке. В случае совпадения ответов на сам вопрос и вопрос-дублер можно с большей вероятностью судить о владении учащимся этим вопросом. В противном случае, имеем дело с чистым угадыванием.

Важная проблема тестов с закрытой формой заданий заключается в следующем: неизвестно, что побудило отвечающего выбрать тот или иной вариант ответа: отвечающий просто не угадал; из всех вариантов ответа этот кажется ему наиболее точным; или он абсолютно уверен в правильности выбираемого ответа. Интеллектуальный подход человека, не знающего ответа на вопрос, но осмысленно исключающего явно неправильные ответы, должен приветствоваться и соответствующим образом оцениваться. Предлагается сформировать на каждый вопрос теста две группы вариантов ответов: собственно варианты ответов и варианты уверенности в ответе. Тестируемый выбирает вариант ответа и степень уверенности в нем.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: JA (13.01.2016)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Оцифиальный сайт ЯАК
  • Неофициальный сайт ЯАК
  • Еще полезный сайт