Теоретические основы педагогического теста
Прежде всего, следует отметить, что все характеристики качества теста имеют вероятностный характер. Под педагогическим измерением понимают научно обоснованное отображение концептуально определяемой системы знаний в некоторую эмпирическую шкалу.
Остановимся на понятийном аппарате теории тестов.
Предтестовое задание – это единица материала, форма и содержание которого удовлетворяют ряду требований, обусловленных спецификой теста.
Тестовое задание – это предтестовое задание, оценки параметров которого удовлетворяют критериям качества.
Тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффектно оценить уровень подготовки испытуемых по некоторой шкале.
Содержание теста – отображение содержания предметной области (дисциплины) в системе заданий.
Содержание теста должно обосновываться и планироваться. Рассмотрим основные критерии качества содержания теста.
1. Критерий полноты (полнота содержания дисциплины) определяется процентным отношением охвата тем в опросе. То есть, если дисциплина, например, содержит 100 тем, а опрос в той или иной степени включает 80 тем, то можно говорить, что охват – 80% дисциплины.
2. Оценка значимости содержания задания. Если оценивать задания по следующей шкале: «1» – второстепенное; «2» – значимое; «3» – опорный элемент содержания, то целесообразно стремиться к средней оценке примерно «2,7».
3. Соответствие содержания теста цели его создания.
Формы тестовых заданий
В настоящее время в различных источниках наблюдается большое количество названий форм предтестовых заданий. Мы постараемся систематизировать данную информацию. Существует четыре формы предтестовых заданий. Разберем их вкратце, и рассмотрим, какие методики характерны для каждого случая.
Задания на множественный выбор (задания с закрытой формой). Преподаватель формулирует основную часть задания и ответы к заданию. Среди ответов, как правило, один правильный. Для контроля такие задания очень удобны, т.к. можно охватить большой объем материала и затраты на проверку результатов невысоки.
В зависимости от ситуации возможны следующие инструкции (действия тестируемого):
· обведите номер или букву правильного ответа,
· обведите номера всех правильных ответов (если их несколько),
· обведите номер наиболее правильного ответа,
· обведите номер неправильного ответа (если правильных ответов больше). На 50 заданий таких вопросов разрешается не более 3х.
Инструкцию пишут обычно один раз – в начале теста. В компьютерном варианте целесообразнее использовать инструкцию «Выберите номер правильного ответа», причем она должна быть в каждом кадре (слайде).
Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют для нас наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Мы ограничиваем область значений ответов, создавая облегченные условия для анализа результатов. Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой предтестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов. Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако, варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».
Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания. Оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.
В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения. Рассмотрим основные из них.
Подходы к созданию теста
Нормативно-ориентированный (norm-referenced) подход позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом. Математические методы, применяемые при конструировании и оценке качества нормативно-ориентированных тестов, рассчитаны на модель нормального распределения и основываются в основном на корреляционном анализе.
Критериально-ориентированный (criterion-referenced) подход позволяет оценивать, в какой степени каждый учащийся овладел необходимым учебным материалом. Критериально-ориентированные тесты представляют собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.
Подход к интерпретации тестового балла является основным критерием для разделения тестов на нормативно- и критериально-ориентированные. Вместе с тем эти два типа тестов различаются и по методам конструирования, и по особенностям применения.
В рамках нормативно-ориентированного подхода результат каждого испытуемого трактуется по отношению к некоторым нормам выполнения теста, которые устанавливаются эмпирически на выборке испытуемых.
В критериально-ориентированном подходе результаты интерпретируются по отношению к некоторой содержательной области и описываются в терминах усвоенных знаний, умений и навыков. В этих тестах закладывается то, что можно принять за 100%.
Меры для решения проблемы угадывания
1. Добавление варианта ответа «нет правильного ответа». Этот один вариант ответа заменяет несколько дополнительных и снижает вероятность угадывания.
2. Введение для каждого вопроса теста вопроса-дублера, в котором в завуалированной форме повторяется содержание основного вопроса. Причем результаты ответов по вопросам-дублерам, не должны подвергаться общей математической обработке. В случае совпадения ответов на сам вопрос и вопрос-дублер можно с большей вероятностью судить о владении учащимся этим вопросом. В противном случае, имеем дело с чистым угадыванием.
Важная проблема тестов с закрытой формой заданий заключается в следующем: неизвестно, что побудило отвечающего выбрать тот или иной вариант ответа: отвечающий просто не угадал; из всех вариантов ответа этот кажется ему наиболее точным; или он абсолютно уверен в правильности выбираемого ответа. Интеллектуальный подход человека, не знающего ответа на вопрос, но осмысленно исключающего явно неправильные ответы, должен приветствоваться и соответствующим образом оцениваться. Предлагается сформировать на каждый вопрос теста две группы вариантов ответов: собственно варианты ответов и варианты уверенности в ответе. Тестируемый выбирает вариант ответа и степень уверенности в нем.